Официальный сайт
МКОУ Базарносызганская
СОШ №1

Программа ПИЭР (2) Печать E-mail
Автор Administrator   
29.11.2008 г.

Департамент  образования   Ульяновской области

Институт повышения квалификации и переподготовки работников

образования.

Муниципальное образовательное учреждение

Базарносызганская средняя общеобразовательная школа № 1

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ТЕМА

«Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения»

 

Директор школы: Исачкин Александр Владимирович

Научный руководитель: Угольнов Валерий Александрович

Зам. директора по НМР: Полушкин Юрий Викторович

 

Наименование       образовательного       учреждения:       Муниципальное образовательное учреждение «Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №1» Базарносызганского района Ульяновской области.

Директор образовательного учреждения: Исачкин Александр Владимирович

Контактный телефон: 21-3-55

Научный руководитель: Угольнов Валерий Александрович, декан факультета повышения квалификации УИПК ПРО, заслуженный учитель РФ

Контактный  телефон:

Заместитель   директора   по   учебно-воспитательной   работе: Полушкин Юрий Викторович 21-3-55

Контактный телефон: 21-3-55

Тема: «Формирование социально-трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения»

Актуальность        темы:        Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьни­ков является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педаго­гической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпуск­ном классе основной школы. Ориентационная работа, помимо своей основной задачи, может частично компенсировать недостатки существующей системы образования, демонстрируя необходимость становле­ния нового типа социальности у будущих выпускников и провоцируя собствен­ные размышления учащегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления.  Реальная ситуация в России такова, что не все учащиеся в городах спо­собны поступить учиться в ВУЗ (отсутствие достаточного количества мест, недостаток материальных средств у родителей и др.), а учащиеся сельских школ проигрывают в этом еще больше. Направление развития профильного обучения в сельской школе по­зволит значительному числу учащихся реализовать свои жизненные планы в конкретном направлении обучения. Профилизация обучения открывает широкие возможности для дифференциации.  Каждый ученик может определиться со своей образовательной программой.

В процессе реализации предпрофильного обучения в общеобразовательной школе создаются реальные предпосылки для реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образо­вательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возмож­ностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в кон­кретной предметной области. Конечной целью работы школы является социализация школьников, формирование ключевых компетентностей, подготовка его к выбору не только профессии но и своего жизненного пути.

        Проблема: Понятие социально-трудовая компетентность недостаточно описано. Проблема состоит в том, чтобы соединить данное понятие и профилизацию в школе.

            Объект: образовательный процесс 8-11 классов

               Предмет: самооп­ределение в отношении профилирующего направления соб­ственной деятельности на основе предпрофильной подготовки и дальнейшем профильном обучении  школьников. Формирование социально- трудовой компетентности сельских школьников.

          Цель: создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося   через органи­зацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориента­цию.

Задачи:

-   осуществить дидактическое и методическое обоснование понятия социально- трудовая компетентность и пути ее формирования

- диагностика образовательного запроса школьников с уче­том мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

-                   разработать круг компетенций определяющих социально-трудовую компетентность

-                   определить критерии диагностики и сформированности социально- трудовой компетентности, разработать методику диагностики

-                   экспериментально определить наиболее оптимальные пути профилизации обучения позволяющего сформировать социально- трудовые компетентности

- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выяв­ления   основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора про­филя обучения.

-                   использование личностной заинте­ресованности школьника в обучении на определенном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;

-         разработать систему методических рекомендаций для педагогов, классных руководителей, участвующих в процессе формирования социально- трудовых компетентностей в школе

Гипотеза: самоопределение учащегося через органи­зацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориента­цию позволит выбирать те или иные направления собственной учебной деятельности. Если будут разработаны пути и средства формирования социально- трудовых компетентностей школьника, то значительно повыситься уровень социализации выпускников.

Новизна: Разработка теоретических основ предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, проектирование учебно-методического обеспечения с учетом особенностей сельской местности и Базарносызганского района в частности. Создание и введение в вариативную часть содержания основного образования профилей физико-математического, информационно- технологического и социально-гуманитарного направления. Разработка     контрольно- измерительных материалов для диагностики готовности учащихся к предпрофильной подготовке и профильному обучению физико-математического, информационно- технологического и социально-гуманитарного направлений.

Практическая значимость: определение понятия социально трудовой компентности, путей ее внедрения позволит значительно изменить профилизацию в школе и усилить ее значимость для каждой сельской школы.

            Методы исследования:

- теоретико-поисковый метод изучения и анализа современного состояния проблемы ориентационной работы с учащимися

- изучение и обобщение педагогического опыта; созидательно-преобразующие методы организации предпрофильной подготовки (наблюдение в естественных условиях за деятельностью учащихся, учителей;
     - анкетирование);

- проведение   контрольно   -   срезовых,   проверочных работ;

- тестирование и диагностика учащихся психологами.

Организационные условия инновационной работы:

масштаб инновационной работы: учащиеся 8-11  классов; организаци предпрофильной и профильной подготовки

оборудование и техническое оснащение: компьютерный класс на 14 мест; методический кабинет, библиотека; школьный сайт; Интернет; кабинет автодела

предполагаемая продолжительность инновационной работы: 5 лет.

Этапы:

 I - этап начало январь 2008г., окончание- июнь 2008г.                    Содержание работы:                                                                                                            -    изучение и анализ существующих профилей, их структур, содержания, программ элективных курсов, а так же состояния профильного обучения в сельской местности;                                                                                                     - изучение и анализ  литературы по вопросам компетентностного подхода, в обучении, профилизации как средства формирования компетентности

-                   разработка модели профориентационной работы с учащимися школы
предпрофильных классов (тестирование, анкетирование)                                        - разработка оптимальных модели, структуры, направлений и содержания предпрофильной подготовки школьников с учетом региональных особенностей в сельской местности;

-         Разработка методов теоретических исследований по формированию социально- трудовой компетентности

 Отчетные материалы: теоретическая разработка по вопросу формирования социально- трудовых компетентностей школьников                                                                                                   II- этап начало сентябрь 2008г., окончание- июнь 2009г.

Содержание работы:

- Разработка критериев диагностики сформированности социально- трудовых компетентностей

- разработка учебно-методического комплекса предпрофильной подготовки школьников (9 класс) с учетом особенностей сельской местности

Отчетные материалы: критерии диагностики, учебно-методический комплекс предпрофильной подготовки школьников (9 кл.)

 

III- этап начало сентябрь 2009г., окончание-  июнь 2010г.                                                Содержание работы:   

-  разработка методики диагностики сформированности социально- трудовых  компетентностей;

-         апробация учебно-методического комплекса предпрофильной подготовки  (9 класс) школьников;

-         изменения в организации профильного обучения и предпрофильной подготовки

Отчетные материалы : методика диагностики сформированности социально- трудовых  компетентностей;, система проб в которых ученики могут определить свои социально- трудовые  компетентности

 

IV- этап начало сентябрь 2010г., окончание- июнь 2011г.

Содержание работы:

- разработка методических рекомендаций учителям предметникам и классным руководителям по формированию социально- трудовых компетентностей

Отчетные материалы: методические рекомендации. Формирование  социально- трудовых компетентностей

V- этап начало сентябрь 2011г., окончание 2012г

-                   подготовка и разработка научного отчета

Отчетные материалы: научный отчет, формирование социально- трудовых компетентностей сельских школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »